Профилактика экстремизма и терроризма в школе

Профилактика экстремизма и терроризма в школе

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности"

Постановление от 26 октября 2012 г. № 1101 О Единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен,указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов,позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет",содержащие информацию,распространение которой в Российской Федерации запрещено"

04 мая 2009 г. закон Ставропольского края о Противодействии коррупции в Ставропольском крае

 

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета,который может оказаться взрывным устройством

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:

  • категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом;
  • не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета;
  • необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.

В общественном транспорте:

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:

  1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.
  2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

В подъезде жилого дома:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:

  1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.
  2. Если владелец предмета не установлен - немедленно сообщите о находке в компетентные органы.

В учреждении:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:

  1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.
  2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.
  3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.
  4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
  5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.

Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:

Признаки взрывного устройства:

  • присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;
  • шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.;
  • наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);
  • растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;
  • необычное размещение предмета;
  • наличие предмета, несвойственного для данной местности;
  • специфический запах, несвойственный для данной местности.

Памятка о ситуационном реагировании на поступающую информацию, содержащую признаки террористической деятельности

Классный час: "Терроризм – угроза обществу" в 8 классе

Классный час «Что такое экстремизм?»

 

 

                           «Правило четырех «не»:

 

-  Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.

-  Не заходи с ними в лифт и подъезд.

Не садись в машину к незнакомцам.

- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

              А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

                                        

Все равно скажи – НЕТ!

           

 Объясни, как найти улицу, но ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

 

 

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

 

-  Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.

-  Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.

-  Если новый знакомый угощает чем-то.

   Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру.                    

 

Соглашаться на это нельзя ни в коем случае!

 

 Что нужно знать, чтобы не стать жертвой:

 

- Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.

 

- Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай

                                           «Нет!».

 

- Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.

- Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от нее и ни в коем случае не садись в нее.

- Если человек не отстает от тебя, подойти к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

Преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей.

   Поэтому наш совет:

   - на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то, или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно. А, придя домой,  надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

  Но как быть, если взрослый очень настойчив?

  Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!».

 

                          Это очень опасно!

От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям.                      Правила поведения на улице:

      -  Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой  паре и идти рядом с ними.

     -  В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

     - Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвести или просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.

     -  Не ходи в отдаленные и безлюдные места.

 

Правила поведения в своем доме:

-  Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

- Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди,  пока они не уйдут.

- Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом, и наведи справки.

- Если возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не входи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.

- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

 

Профилактика экстремизма

 

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие

 

виды экстремизма:

  • политический
  • национальный
  • религиозный

 

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

 

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

 

       Политический экстремизм – это движения или      

       течения против существующего конституционного строя.

 

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

 

 

Преступления экстремистской направленности.

 

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

 

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.

 

 

Проявления экстремистской деятельности

  • Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
  • Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

ПАМЯТКА

для родителей по профилактике и предупреждению коррупции в образовательной организации

 

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов,, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

 

Вы должны ЗНАТЬ!


  1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  1. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:

-     требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

-     требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

  1. Благотворитель имеет право:

-      в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на    расчетный счет учреждения—подать обращение в учреждение (по своему личному желанию — приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

- в течение месяца со дня поступления обращения в учреждение получить на руки протокол общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, в котором должны быть указаны сроки, способы и порядок расходования поступивших от благотворителя средств;

-     ознакомиться с каждым протоколом общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, которые должны размещаться в общедоступном месте учреждения сразу после их подписания;

-  получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, представленного благотворителем учреждению;

-            получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

-     обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в судебном порядке;

-       сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц в контрольно- надзорные, правоохранительные органы.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО - НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ.

 

Памятка по противодействии терроризму

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 3 федерального закона «О противодействии терроризму»).

К особо опасным угрозам террористического характера относятся:

- взрывы в местах массового скопления людей;

-захват воздушных судов и других транспортных средств для перевозки людей, похищение людей, захват заложников;

- нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

- отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней;

- проникновение в информационные сети и телекоммуникационные системы с целью дезорганизации их работы вплоть до вывода из строя.

Как показывает анализ совершенных террористических актов, наиболее распространенными видами терроризма являются взрывы многоэтажных жилых домов, крупных административных зданий, торговых, спортивных и культурно-зрелищных сооружений, транспортных средств.

Для защиты от этого вида террористических актов необходимо знать основные принципы взрывных устройств (ВУ), их внешние признаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффектно локализовать угрозу и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Взрывные устройства и их демаскирующие признаки. Взрывные устройства (ВУ) могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия.

Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления.

Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио.

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Демаскирующие признаки взрывного устройства:

- наличие взрывчатых веществ в конструкции взрывного устройства;

-наличие антенны радиоприемного устройства у радиоуправляемого ВУ;

- наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

- наличие проводной линии управления;

- наличие локально расположенной массы металла;

- неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.);

- наличие теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;

- характерная форма ВУ

Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине — сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.

Настораживающими признаками должны служить следующие:

- появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;

- остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;

- натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;

- чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

- появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.п. недалеко от автомобиля.

Для покушения может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т.д. Например, ВУ в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. ВУ в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание ВУ происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него.

Однако, независимо от типа взрывателя и ВУ, письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основные и вспомогательные.

К числу основных признаков относят следующие:

- толщина письма от 3 мм и выше, при этом в нем есть отдельные утолщения;

- смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;

- наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов;

- наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов;

- наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;

-наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других);

- «тикание» в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника);

-в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков (а тем более сразу нескольких) позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки».

К числу вспомогательных признаков относятся:

- особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.;

- наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично», «секретно», «только директору (владельцу, председателю)» и т.д.;

-отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес;

- самодельная нестандартная упаковка.

Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов. При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом назвать точный адрес и название организации, где обнаружено взрывное устройство, номер телефона. До прибытия сотрудников полиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей.

Действия при поступлении угрозы по телефону. При поступлении угрозы по телефону постарайтесь дословно запомнить разговор и записать его.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий/тихий, низкий/высокий;

- темп речи: быстрая/медленная;

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, голоса, другое). Отметьте характер звонка — городской или междугородный.

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую то группу лиц?

На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет — немедленно по его окончанию.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

При наличии автоматического определителя номера запишите определившийся номер телефона, что позволит избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.

Действия при поступлении угрозы в письменной форме. Угрозы в письменной форме могут поступить как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации, записанной на дискете и т.д.).

Примите меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов.

Обеспечьте четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами:

- после получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;

- постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

-если документ поступил в конверте — его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;

- сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте;

- не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа;

- анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением;

- анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах;

регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Как вести себя при похищении и став заложником террористов. Захват заложников в процессе осуществления террористических актов, а также похищение людей с целью получения выкупа или обмена стало распространенным видом уголовных преступлений. Кроме того, стать заложником можно случайно, например, при ограблении магазина, банка, квартиры, загородного коттеджа, либо при захвате людей террористами.

Реальная, в подавляющем большинстве случаев единственная возможность самому быстро вырваться из рук преступников бывает в начальной стадии захвата, в момент нападения. Но если безуспешность попыток освободиться очевидна, лучше не прибегать к крайним мерам, а действовать сообразно складывающимся обстоятельствам.

С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо постараться запомнить все детали транспортировки с места захвата: время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки. По возможности все эти сведения надо постараться передать намеком или запиской тем, кто ведет переговоры с преступниками. Если такая возможность не представится, в любом случае помните, что даже самая незначительная информация о «тюрьме для заложника» может оказаться полезной для его освобождения, поимки и изобличения преступников. Надо запоминать все увиденное и услышанное за время пребывания в заключении — расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, специфические запахи, не говоря уже о голосах, внешности и манерах самих преступников. Необходимо также наблюдать за их поведением, внимательно слушать разговоры между собой, запоминать распределение ролей. Короче, составлять в уме четкий психологический портрет каждого из них.

Известны случаи, когда похищенным людям удавалось оставлять в местах остановок условные знаки, выбрасывать наружу записки, тем или иным способом отмечать место своего заточения. Однако совершать такие действия следует осторожно, так как в случае их обнаружения преступниками неизбежно последует суровое наказание.

Человек становится жертвой с момента захвата, и хотя это происходит в разных условиях, жертва всегда испытывает сильное психическое потрясение (шок). Оно обусловлено внезапным резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на такой переход по разному: одни оказываются буквально парализованы страхом, другие пытаются дать отпор. Поэтому жизненно важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шанс своего спасения.

Внешняя готовность к контакту с преступниками и обсуждению интересующих их вопросов должна сочетаться с главным правилом: помогать не преступникам, а себе. Ведь полученная ими от заложника информация в конечном счете используется во вред ему самому, его близким, сослуживцам сотрудникам правоохранительных органов.

Если вы оказались заложником, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

-не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к

- применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- стойко и терпеливо переносите лишения и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

- при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной старайтесь не допускать истерик и паники;

- на совершение любых действий (сесть, встать, пить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

- если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.

Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

Чтобы сломить заложника психологически, преступники используют следующие меры давления:

- ограничивают подвижность, зрение, слух;

- плохо кормят, мучают голодом и жаждой, лишают сигарет;

- создают невыносимые условия пребывания.

Сохранение психологической устойчивости при длительном пребывании в заточении - одно из важнейших условий спасения заложника. Здесь хороши любые приемы и методы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживании, позволяющие сохранить ясность мыслей, адекватную оценку ситуации. Полезно усвоить следующие правила:

Старайтесь, насколько это возможно, соблюдать требования личной гигиены.

Делайте доступные в данных-условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день.

Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию. Подобные методы помогают держать свою психику под контролем. Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш мозг должен работать.

Если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок.

Важно следить за временем, тем более что похитители обычно отбирают часы, отказываются говорить какой сейчас день и час, изолируют от внешнего мира. Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т.д.).

Освобождение. В том случае, когда преступники сами отпускают на свободу заложника, они отвозят его в какое-либо безлюдное место, и там оставляют одного. Другой вариант — его бросают в запертом помещении, выход из которого требует немало времени и сил. Третий вариант — высаживают заложника на оживленной улице (вдали от постов Госавтоинспекции и сотрудников полиции). После этого машину бросают, либо меняют на ней номер.

Может случиться и так, что освобождать вас будут сотрудники спецслужб.

Если штурм начался или вот-вот начнется, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей, лицом вниз, не на прямой линии от оконных и дверных проемов. Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника. В момент штурма не берите в руки оружие, иначе бойцы штурмовой группы могут выстрелить в вас на поражение. Им некогда разбираться в это время.

Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. При первой же возможности сообщите о них подоспевшим на помощь сотрудникам спецслужб.